საიტი მუშაობს ტესტურ რეჟიმში

საქართველოს სამეფოსათვის

საქართველოს სამეფოს ისტორია

მსოფლიო მონარქიები

მართლმადიდებლობა და მონარქია

პრესა და ანალიტიკა

ლიტერატურა და ხელოვნება

კონტაქტი ankara escort adana escort izmir escort eskisehir escort mersin escort adana escort escort ankara

პრესა და ანალიტიკა > პუბლიცისტიკა

Антирусский характер исторической антигрузинской политики России
Гайоз Мамаладзе
XIX век начался борьбой за свободу порабощенных и угнетенных православных наций. Православные народы, греки, румыны, болгары, сербы, грузины должны были встать в ряды друзей огромнейшей и мощной православной страны, российской империи, и взяться за оружие в защиту ее политики, поскольку Россия могла явиться этим народам спасителем. Зато народы должны были стать проводниками российской геополитики на собственных законных территориях и в регионе. Такой должна была быть православная геополитика, однако….

24 июня 1783 года российская империя оформила с царством Картл-Кахетии договор, известный под названием Георгиевского трактата. Согласно трактату, Грузия входила под покровительство российской империи. У грузин оставалась государственность, "Грузинское царство" под главенством династии Багратионов, сохранялась автокефалия Грузинской Православной Церкви (упразднить которую не пытались даже османы и персы), сохранялся грузинский язык, традиции, которые малочисленный грузинский народ пронес в беспрерывных сражениях. Взамен "России давалось право контроля внешней политики Грузии" (из сборника "Наследие российского императорского трона", глава "О доме Багратионов"), Грузия отказывалась иметь других союзников и т.д. 

"Екатерина II пошла путем практического осуществления конкретного плана: присоединения Крыма, господства на северном Черноморском побережье и укрепления позиций на Кавказе. Правда, выполнению этой задачи преграждал путь вопрос внешних отношений, однако из комплекса вопросов русские политики первым делом выделили необходимость урегулирования договора с царством Картл-Кахетии, и это было оправдано нормами международных отношений. Оказание покровительства измученной Турцией и Ираном Грузии было правильно с точки зрения международного права. России давалось законное право ввести войска на Кавказ, в частности в Картл-Кахетию, и внедрится там. Отсюда у нее появлялась возможность восстановить армянское государство, а на северном Азербайджане признать Албанию, как свое вассальное государство. Все это было необходимо России для создания "барьера" с Турцией (Османской империей). Российские власти противостояли и Ирану, что в конечном итоге было вызвано попыткой России выйти на арену Кавказа. (Игорь Квеселава, "Хроники истории Грузии", I, стр. 32-33, Тбилиси 2004).

"После заключения мира Кучук-Кайнарджи (1774 г.) одной из основных целей российской внешней политики стало достижение влияния на Южном Кавказе, создание военно-стратегического плацдарма" (Александр Бендианашвили, "Этапы развития грузинского национального государства", стр. 136, Тбилиси 2006). 

Грузины предоставили России эту возможность.

"Грузинские патриоты попытались по договору 1783 года получить от Российской империи юридическую гарантию защиты и сохранения грузинской государственности, обеспечить безопасность страны от нашествий внешних врагов. Тем временем Российская империя по трактату добилась внушительной победы на Закавказье, она без войны и кровопролития пересекла Кавказский хребет и заняла в Грузии (в Закавказье) удобный плацдарм (Игорь Квеселава, "Хроники истории Грузии", I, стр. 34, Тбилиси 2004). 

Россия упорядочила свои южные, кавказские границы только после того, как Грузия стала дружественной ей страной. Только лишь подружившись с Грузией, у России открылись южные перспективы Кавказа. В лице Грузии Россия приобрела надежного союзника. Весь грузинский демографический фонд был готов посвятить свою силу, мужество и опыт продвижению России в направлении юга Кавказа, который подразумевал также и перспективу Запада и Востока (по одной стороне Константинополь, а по другой - Тегеран, и затем Дели). 

…Однако вскоре Российская империя нарушила условия Георгиевского трактата, сначала 18 января 1801 года император Павел I, и затем его сын Александр I по указу от 12 сентября того же года упразднили государственность Восточной Грузии, Картл-Кахетии. Затем постепенно и другие части Грузии были присоединены к Российской империи. 

Присоединение грузинского царства к России российская официальная пропаганда и сегодня представляет как огромную благотворительность и благодеяние. 

Тем не менее, давайте для получения объективной картины посмотрим, что заявляет российская императорская семья в XX веке: Царь Картл-Кахетии Георгий XII "попытался обеспечить своему сыну Давиду наследство и был разработан проект нового договора, который должен был заменить Георгиевский трактат 1783 года. По этому проекту Грузия теснее связывалась с Российской империей, но, невзирая на это, неприкосновенность трона Багратионов была гарантирована. Однако царь Георгий скончался в декабре 1800 года, до того как этот проект реально принял бы вид соглашения. Царевич Давид не посмел объявить свое восхождение на трон (до утверждения его российским императором, которого ждал согласно договору, Г.М.) и в январе 1801 года был издан манифест присоединения Грузии к России. 

Таким образом, Россия нарушила условие, возлагаемое на нее Георгиевским трактатом. Здесь мы не остановимся на критике мотивов, вызвавших изменение политики. Для этого тогда наверняка могли существовать определенные причины, однако если судить по чисто человеческим соображениям, следует сказать, что эта перемена политики, которая стоит на грани вероломства, не может не вызвать чувство сожаления в русских людях… Во всяком случае, одно бесспорно: какими бы ни были коньюнктурные соображения, из-за которых российские власти нашли необходимым поставить правление Грузии под своим непосредственным контролем, эти соображения не освобождают Россию от тех обещаний, которые она дала дому Багратионов во время заключения Георгиевского трактата" (из сборника "Наследие российского императорского трона", глава "О доме Багратионов"). 

И после этого, в вышеназванных манифестах присоединения Грузии к России оба императора (сначала Павел I и затем Александр I) убеждали, что будут защищены автокефалия Грузинской Церкви и грузинский язык, интересы грузинского народа…

В своем труде "Судьба Грузинской Церкви" ("Русский стяг", 1907 г., Москва) Н. Дурново пишет: "Со дня внесения Россией на Кавказе всеобщей военной повинности были призваны также и грузины. Они принялись нести военную службу с характерной им добросовестностью и лояльностью. 

До внесения военной обязанности, во время войны России с Ираном (1827-1828), Турцией (1828-1829, 1853-1856 и 1877-1878 г.) и с кавказскими горцами грузины выводили отряды милиции, которые прославили себя во время российско-турецкой войны. О том, чтобы подозревать грузин в верности России в недавнем прошлом и говорить было нельзя … Они (грузины) украсили своими именами российскую военную и частично гражданскую историю. Русские цари доверяли им командование российской армии, а также управление Тбилиси и иных губерний, и закавказских округов… 

Связав свою судьбу с Россией, свою верность России грузины выразили потоками пролитой ими крови"…

В 1811 году со стороны Российской империи односторонне, без согласия Грузинской Церкви, было объявлено упразднение существующей с VI века автокефальной Апостольской Православной Церкви. На ее месте было создано грузинское экзархосство. 

Если бы Россия соблюла условия Георгиевского трактата, у нее в своей империи имелось бы автономное православное царство, Грузия, покровителем которой она бы являлась. Это бы стало важнейшим примером для покоренных Турцией православных народов (и не только для них). Все православные и другие христианские народы доверились бы России, как столпу христианства, и Россия действительно достигла бы до заливов Дарданеллы и Босфора. 

Но, увы, не хватило ума русским политикам… И все им обернулось бумерангом. 


В ответ верности грузин России российские политики сделали неадекватные шаги против своих же геополитических интересов. 

Прислушаемся к Католикосу-Патриарху Грузии, святейшему Кириону II (эти слова он говорил, будучи епископом): "Русское церковное правление может вызвать лишь отчуждение единоверных народов от России и чувство страха. Ведь недаром отвернулись от сегодняшней России греки, румыны, сербы, Россия забыла взятые перед православными народами Востока обязанности. От этого все ее беды и несчастия. Господь не наказывает за правду (Смотри Н. Дурново, "Судьба Грузинской Церкви").

Кому польза, кто выиграл? Не Россия!

Тем временем, русские политики не довольствовались упразднением грузинской государственности и церкви. Продолжалось национальное угнетение самого надежного союзника России, грузинского народа: закрыли и разграбили грузинские церкви, запретили богослужение на грузинском языке, в Грузию переселили разные народы и компактно поселили их во вред грузинам и т.д.

Если не верите господа, послушайте того же русского патриота Н. Дурново (вышеприведенный труд): "До 1811 года у Грузинской Церкви были 15 епархий в Картли, Кахетии и Самцхе, 7 в Имеретии, 2 в Мингрелии, 2 в Гурии. В настоящее время у грузин есть одна епархия в Имеретии, одна в Гурии, одна в Абхазии и два епископатства в Картли. С 1818 года епархиями Картли, Кахетии и Мцхеты управляет экзарх, который не знает язык прихода. 

С 1811 года были закрыты 15 монастырей и более 800 церквей. Вот плод произвола и управления бюрократии русского духовенства в Грузии…"

…Известный автор книги "Церковные вопросы в России" (1896 г. стр. 83-99), посвящает Грузинской Церкви несколько страниц и говорит:

"Если какой-нибудь грузинский автор возьмется написать настоящую историю о действиях русских экзархов-узурпаторов, нам придется краснеть, настолько они срамят русское духовенство. Русские экзархи находились в Грузии для того, чтобы грабить доверившуюся им церковную паству, и разорять имущество древнейшей Иверии, подавлять язык ее населения и затем, возвращаться в Россию с награбленным имуществом и деньгами, как и вернулись: Евсевий (подразумевается архиепископ Евсевий Ильинский, экзарх Грузии в 1858-1877 годах, Г.М.), оставивший после своей смерти 200 тысячи рублей (тогда это были большие деньги, Г.М.), Павел (подразумевается архиепископ Павел Лебедев, экзарх Грузии в 1882-1887 годах, Г.М.), потрясая посохом проклявший иверскую церковь и сбежавший из Грузии, проклятый народом "… 

"Можно бы было на этом завершить перечень той прискорбной мерзости и бесчинства, которое по сегодняшний день совершают русские экзархи в Грузии, однако некоторых нечестивцев все же следует упомянуть. Это: развратный Феофилакт (митрополит Феофилакт Русанов, экзарх Грузии в 1817-1821 годах, Г.М), который притеснял и ущемлял всех местных архиепископов, копал могилы, своей нечистой рукой коснулся самой могилы святой Нино, распространительницы христианства в Грузии. Не успокоился до тех пор, пока Божья воля не покончила с его зловредностью и самоуправством: он умер у могилы святой Нино от удара паралича и был съеден червями; Евгений Баженов (подразумевается архиепископ Евгений Баженов, экзарх Грузии в 1834-1844 г., Г.М.)- разоритель монастырей и пустынь; Исидор (подразумевается митрополит Исидор Никольский, экзарх Грузии в 1844-1858 г., Г.М.), который отнимал у церквей принадлежащие им земли и этим положил начало церковной бедности и упадку обителей; Евсевий Ильинский - крайне развратный, несдержанный в жизни человек, прелюбодей; Когда ему понадобились деньги, с помощью своих приспешников он продал всю сокровищницу церковной кассы бывшего патриаршества католикосов, снял драгоценности с одеяний, митры и икон, и способствовал расхищению богатой церковной кассы Гелати (монастырь в Грузии, основанный святым царем Давидом IV строителем в XII веке). Из гелатской кассы исчез золотой оклад иконы, известный во всем ученом мире своей бесценной перегородчатой эмалью. После этого Евсевий присвоил сотни тысячи рублей. В его экзархии (в Грузии) было расхищено церковных сокровищ стоимостью более двух миллионов… Экзарх Павел- вспыльчивого характера, буйный, зверски необузданный человек… Разрушитель православия в Бессарабии, где он закрыл свыше 340 церквей, предал огню тысячи напечатанных на молдавском языке книг церковного священнодействия. Он внес страшный беспорядок в Грузинскую Церковь. После постыдных отношений с женой бывшего ректора тбилисской семинарии, протоиерея Чудецкого (которого перевели из Кишинева вместе с ним, а затем убил грузин) он произнес речь во время обряда погребения убитого и проклял грузинскую Церковь, вызвав тем самым безмерную ненависть народа. 

В связи с этим предводитель дворянства кутаисской губернии, господин Кипиани 8 июня 1887 года отправил ему письмо из Кутаиси. Он просил его: "Отречься от сказанного, или извиниться перед приходом за произнесение этих необычных кощунственных слов", то есть за проклятие (экзарх Павел проклял весь грузинский народ, Г.М.). По просьбе экзарха князь Дондуков-Корсаков сослал Кипиани в Ставрополь. "Когда его вызвали в Петербург для объяснений, его нашли убитым в гостинице, где он проживал. Наемных убийц не нашли". (Есть версия, что Дмитрия Кипиани убил русский монах ударом утюга по голове. Дмитрий Кипиани был похоронен в Тбилиси на Мтацминде. Акакий Церетели посвятил ему стихотворение "Рассвет". Несколько лет назад Дмитрия Кипиани Грузинская Церковь причислила к лику святых, Г.М.).

Экзарха Павла перевели в Казань, где он вскоре помер страшной смертью. Не избежал гнева Божьего". 

"Имеретинцы (Имеретия область Западной Грузии, Г.М.) жаловались, они писали: "Мы долгое время были в руках порочных агарианцев, много страданий испытали, но агариане не касались наших духовных дел. Мы тот народ, что сохранил веру почти со времен распятия Христова, и не можем стать ненавистнее тех иуд, которые своевольничают от имени российского правления. Наша скорбь безгранична, когда мы видим, как закрывают наши святые церкви, как отдаляют нас от заботящихся о нашем духовном спасении священников, как отнимают украшенные народным имуществом кресты и иконы и, наконец, как отчуждают церковное имущество, приобретенное кровью на протяжении веков, или переданные в дар нашими прежними царями". Митрополиты Гелати и Кутаиси (подразумеваются Еквтиме Генатский и Доситеос Кутатели, Г.М.), которые противились закрытию церквей, были арестованы. "Арест митрополитов был непростым делом и требовал осторожности, чтобы не вызвать возмущения народа". Для их ареста выбрали темную ночь. Принятые благодаря воле экзарха меры "завершились полным успехом". 4 марта 1820 года в одно и тоже время были задержаны оба митрополита, и сразу же в сопровождении усиленного конвоя сосланы в Россию. Митрополит кутаисский Доситеос, как полагают, был умерщвлен в пути. "Долго не знали, как поступить с его трупом, и его смерть утаивали даже от конвоя. Тело отвезли в город Ананури и спустя почти четыре дня похоронили во дворе монастыря. Однако довольно!.. (Доситеос Кутатели был местоблюстителем католикоса Абхазии-Имеретии, как видно из документов, в конце был установлен католикосом Имеретии-Абхазии. Еквтиме Генатели скончался в ссылке. Оба архиепископа были причислены к лику святых Грузинской Церковью, Г.М.).

…"Верные сыновья нашей родной церкви,- заключает автор, - не могут сознательно и по своей воле возносить незаслуженный фимиам благодарности коллегии духовенства и чиновничеству России за все те несчастия, которые обрушили на нашу голову работающие в Грузии русские экзархи, похитители трапезы наших католикосов, разорители наших монастырей и ненавистники нашего родного языка". 

… Так говорит автор, и вот еще примеры грабежа и насилия: "Во время экзарха Евсевия с чудотворной иконы Богородицы Хахули гелатского монастыря, написанной самим евангелистом Лукой (вестник Лука, Г.М.), были сняты "четыре больших и семь малых рубинов, которые некогда украшали корону царицы Тамары (святая царица Грузии в 1182-1213 г., Г.М.).

Это всего лишь малая часть тех ужасающих фактов, которые обрушились на голову грузинского народа от антигрузинских действий русских церковных и светских чиновников, которые на самом деле в конечном итоге оказались также и антирусскими действиями. 

Кроме того, русские политики искусственно создали в Грузии наносящую вред грузинскому народу демографическую картину, переселили сектантов, "бунтовщиков".

Н. Дурново пишет (там же): "Со времен императора Николая I православную Грузию стали заселять немцами, русскими сектантами: молоканами, субботниками, духоборами, штундистами, баптистами и иными. Для чего это делалось трудно сказать, однако не делалось во благо грузинского народа и России. Каждое переселение представителей других наций в Грузию, которых грузины считали еретиками и неверными, оскорбляло религиозное чувство грузин и сеяло в них ненависть к России. В защите православной веры и борьбе за независимость грузины христианской кровью окропили грузинскую землю. И что? Близорукая и преступная российская бюрократия поселила на земле, усеянной мощами грузинских святых, более 150 тысячи еретиков и разного рода неправославных, не обратив ни одного из них в православие. Поэтому в настоящее время (в 1907 году, Г.М.) сотням тысячам грузин не хватает пастбищ и угодий. В настоящее время в Западной Грузии одна десятина земли стоит больше 1000 рублей. 

"Неужели мы по своей воле присоединились к России потому, говорят грузины, чтобы пропитанную нашей кровью родную землю, где мы живем не одну тысячу лет, отняли у нас и отдали разным инородцам?". 

…"С точки зрения бюрократии в отношении грузин и их языка, вероисповедания, территории нарушены трактат 1783 года и все действующие исторические права"…

"Изучение союзнического трактата 1783 года, пунктов прошения Ираклия II и манифеста Александра I о присоединении Грузии к России, проясняет то несомненное обстоятельство, что к основе российского царского трона Грузию привело желание объединения в исторически нормальных границах, стремление сохранить свою национальность, которую по современным научным данным составляют язык, религия, территория, и общие исторические интересы в прошлом и в будущем"…

Русское светское и духовное чиновничество искусственно создало и разожгло ненависть к грузинскому народу среди проживающих на протяжении веков в грузинском царстве представителей других этносов, которые до того были лояльно настроены к автохтонным грузинам и их государству. 

Союзниками сделали самых продажных из грузин, сторонников русификации, неприемлемых для общества.

А тех умеренных, которые требовали автономной государственности и восстановления автокефалии церкви в рамках России, либо уничтожили, либо нанесли такое оскорбление, провели через такое репрессивное давление, что превратили в ярых врагов России. 


Информация о таких ужасающих анти православных деяниях доходила до других православных стран и народов, до всего мира. Именно поэтому большинство греков, румын, болгар, сербов были отрицательно настроены к России. Их сомнения усиливало упразднение патриархии в России в 1721 году и назначение управляющим церкви обер-прокурора, что было неприемлемо для православного мира. Помимо православных, и у других народов тоже создались негативные представления о России XIX века из-за совершенного русскими политиками в Грузии варварства и вандализма. 

Как раз по этим причинам Россия не сумела достичь большего успеха, и сохранить успехи, которых достигла, или могла достичь в течение всего XIX века после полного разгрома Наполеона.

Кто выиграл от такой политики? Турция, Иран и иные, но только не Россия.

В течение всего XIX века кавказская политика России была антиправославной, антигрузинской, более того, варварской.


Преступные анти православные и антигуманистические действия русской политики вызвали революции и перевороты в российской империи. В 1917 году империя пала. Россия потеряла территории, были уничтожены миллионы русских людей, разрушены церкви.

26 мая 1918 года Грузия объявила независимость. Правящие грузинские социал-демократы воспринимали себя частью России и были готовы превратить Грузию в ближайшую союзницу России. Тем временем, русские поддерживали, и более того, подстрекали против Грузии осетин, армян, татар.

7 мая 1920 года между Грузией и Россией был заключен договор об обоюдном признании независимости и ненападении. 

В феврале-марте 1921 года русские большевики вместе с грузинами-изменниками совершают аннексию Грузии. Русские политики создали в Грузии осетинскую и абхазскую (для апсуа) автономию, части грузинских территорий передали Азербайджану, Армении, Турции, РСФСР.

Идет процесс русификации грузин и изменения демографической картины Грузии. Русские опираются на продажных грузин, самых бессовестных большевиков, и на негрузин. Идут репрессии, уничтожение церквей. Таким была российская большевистская политика. Зато, такой безрассудной (в действительности антирусской) политикой они сделают врагами весь грузинский народ. 

Проходит время и парадокс, но из-за грузинского происхождения Сталина грузины все равно готовы строить вместе с русскими братьями единое геополитическое пространство, только хотят защитить сою идентичность и интересы. Однако авторы русской антигрузинской политики на корню уничтожают все грузинское, национальное, религиозное…

Если бы русским политикам хватило ума, можно было переделать СССР в такую форму содружества, которая была бы наиболее жизнеспособной. Где тогда были Евросоюз или НАТО?

И пример был перед глазами: формирование содружества Великобритании.

Русские политики пошли иным путем. Убили (есть предположение) создателя величайшей российской империи-Сталина. Потом убили Берия, превратившего Россию в атомную империю, у которого был план примерно такого содружества. Нанесли национальное оскорбление грузинам, в Грузии начались большие репрессии из-за Сталина и т.д. 

Переделай русские политики СССР в содружество, какой план и вынашивал Лаврентий Берия, до того, как Горбачев по заказу США развалил Советский Союз, дали бы национальную и религиозную свободу народам и т.д., это содружество, громадное геополитическое пространство никогда бы не распалось. 

Во главу власти русские политики привели позорного Хрущева. Именно тогда они потеряли Крым, о котором мечтают теперь (по какой бы причине не передавали Крым Украине, это была катастрофа для России). Хрущев вверг весь Советский Союз в стагнацию. Он нанес удар в спину российской империи, и самым верным союзникам России - грузинам. 

Кто выиграл… Все, кроме России и Грузии

Несмотря на это, в грузинах не появилась ненависть к русским, несмотря на это, грузины были готовы к дружбе с русскими…

В 1978 году русские политики вновь попытались на уровне конституции ущемить национальные языки. За это получили новые демонстрации в Тбилиси, новое недоверие. 

Последователи неразумной политики, неблагодарные, вандалы, анти христиане, осквернили могилу известного генерала Петра Багратиони на бородинском поле только потому, что по происхождению он был грузин. Между тем, известный факт, что Петр Багратиони пал за величие России. 

1989 год. Вместо того чтобы русские политики думали о новом содружестве, пролили кровь в Тбилиси, Баку, Вильнюсе…После этого какие народы в нормальном уме пожелали бы быть в содружестве вместе с русскими?

Кто выиграл? Отнюдь не Россия!


С 1990 года к власти в Грузии пришел Звиад Гамсахурдия. Он, и грузинский народ желали превратить Грузию в нейтральную страну. Русские политики свергли власти Гамсахурдия руками грузин-изменников и вместо него привели к власти Эдуарда Шеварднадзе, продажного (вместе с Горбачевым) политика. 

Параллельно со стороны России шла помощь осетинским сепаратистам-террористам с целью раздробления Грузии. Однако самым мощным ударом со стороны русских политиков по грузино-российским отношениям была военная операция Абхазии. Русские политики с помощью апсуа террористов-сепаратистов, оккупируя Абхазию и Южную Осетию, превратили грузинский народ в людей, не чаявших душу в североатлантическом Альянсе, мечтающих вступить в НАТО. 

Кроме того, убедили политические элиты Румынии, Болгарии, Украины и иных стран, что единственной гарантией защиты от российской агрессии является лишь НАТО.

Кто этим воспользовался? Только не Россия.

2008 год зенит враждебных отношений российского государства к российским интересам и политике: объявление ("признание") независимости Абхазии и Северного Картли российскими властями. Можно подумать, что Путин и Медведев являются агентами Запада и намеренно разваливают Россию. 

Вместо дружбы с Грузией, союз Россия- Абхазия- Южная Осетия против всего мира (Никарагуа, и Науру не забить бы). Признание этих "государств" со стороны Никарагуа России обошлось в два миллиардов долларов. Науру за это дело заплатили 50 миллионов долларов. Само признание причинило России громадный политический, моральный и экономический ущерб, и так и будет продолжаться. И на то, чтобы признали еще и другие, будут нужны огромные средства. 

Из-за захвата исконных, исторических территорий Грузии политически каждый грузин, тем более молодой, готов стать солдатом армии США, население Грузии согласно на монтаж нацеленных на Москву кобинов и т.д…

Кто выиграл? Только не Россия и Грузия!

Бумеранг вернется на Кавказ; Россия подкупила многих политиков в мире, однако ни одна страна, и ни один народ уже не верит в культурность, цивилизованность русского государства. 


Россия хочет стать (восстановится) вторым геополитическим полюсом, а это на сегодня невозможно без союзников. Тем более, если соседи настроились вражески. Надежда на Германию и Италию нереальна, когда в промежутке между ними есть напуганные и увязанные с США соседи. Россия остается одна перед новыми вызовами (об этом в другое время) и т.д.

Таковы, вкратце, антирусский характер и итоги российской исторической антигрузинской, превратной политики. Об остальном, поговорим в следующий раз. 

მამული, ენა, სარწმუნოება

2017-05-24
ნეტარისა ქრისტესიასი, ქრისტეფორედ წოდებულისა (1771); მღვდელმოწამისა მოკიოსისა (დაახ. 295); მოციქულთა სწორთა მეთოდესი (885) და კირილესი (869), სლოვენთა განმანათლებელთა; წმ. ნიკოდიმოსისა, სერბელი მთავარეპისკოპოსისა (1325).
მღვდელმოწამე მოკი
11 (24) მაისს მართლმადიდებლური ეკლესია აღნიშნავს მღვდელმოწამე მოკის (III-IV) ხსენების დღეს.
წმიდა მოციქულთასწორი მეთოდე (+885) და კირილე (+869)
gaq